Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Цвет: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Схема: A A A A
Новый сайт администрации Ипатовского ГО СК доступен по адресу: https://ipatovo26.gosuslugi.ru
  • Новое на сайте
  • Архив материалов
  • Карта сайта
  • Открытые данные

Разместил: EL-Admino   Дата: 2020-08-25 16:04

4 незабываемых дня провели в верховьях реки Б.Лаба члены Ипатовской местной организации "Всероссийское общество инвалидов", а было нас не мало, а 18 человек. Заранее наметив программу отдыха, правление ИГО МО ВОИ согласовало вопрос проживания и питания с директором туристической базы "Комбат" А.А.Селецким, не впервые оказывающем поддержку людям с ограниченными возможностями здоровья и предоставляя группе туристов скидки на предоставляемые услуги.

Отправились в путь мы рано утром 18 августа, проезжая  еще не успевшие остыть  за ночь Ставропольские степи, приближаясь к своей мечте - освежающей прохладе горных рек и буйству зелени хвойных деревьев,покрывающих великолепные вершины.

В поселке Рожкао,где располагается турбаза "Комбат", нас приветливо встретили управляющий Арутюнов Руслан Александрович и администратор Сазонова Ирина, расселив нас в 2-х и 3-х местных номерах с удобствами.   Устроившись, мы сразу же пошли к реке. Этот момент, когда ты так долго,целый год, ждешь  и вдруг в реальности  на себе ощущаешь всю прелесть освежающей горной воды, облившись из ведерка или, смело вступив в реку, искупавшись в ее водах, и называется счастьем.

На следующее утро, которое оказалось солнечным и безоблачным, мы отправились в столовую,где нас ждал горячий завтрак во главе с кашей, блинами и горячим чаем. С аппетитом ребята и сопровождающие их родители, справились с поставленной задачей-плотно поесть,чтобы затем отправиться в горы.

А гора, именно гора Духов, так в переводе звучит Джин-Тау, уже нас ждала. Мы расселись в подъехавший УРАЛ, а это транспорт высокой проходимости, и двинулись в путь. На высоту 2500 метров над уровнем моря.

Некоторые из нас, например, Стасик Кузнецов, Юра Ермаков и Сергей Иссаджиев,Марина Жалбэ были не раз в этих местах, а вот Белевцевы Олег и Лилия, а также Головина Юля с дочерью Кирой и Домарева Нонна с внучкой Ангелиной впервые приехали в Рожкао и, думается мне, не в последний раз.   Преодолев подъем и проехав горной дорогой 12 непростых километров, мы оказались на плато у подножия горы Джин-Тау. Красота и великолепие гор не поддаются описанию. Наш восторг тоже. Фотосессия (куда ж без нее) прошла на ура.

Стараясь сфотографироваться, а так же щелкая кнопками всех имеющихся устройств, мы пытались запастись как можно большим объемом фото и видео материала, чтобы весь последующий год с удовольствием вспоминать представшие перед нами просторы и богатейшую природу Кавказских гор.   Нагулявшись на плато и угостившись черникой и брусникой, мы переехали на другой склон, где перед нами открылись огромные скалы и каньоны карстового происхождения. Немало пещер вертикального направления здесь уже открыты и исследованы спелеологами из г. Москва,Пермь, Черкесск, Ростов-на-Дону. Но еще больше осталось не только не исследованными,но и не найденными. Так что поле деятельности для спелеогрупп обширное. Пожелаем им удачи в поисках!

Солнце стало клониться к закату и мы отправились в обратный путь. Но неугомонная жажда объять необъятное спровоцировала меня, как руководителя группы, поговорить с водителем Урала о том,что хотелось бы побывать у избушки спелеологов, что расположилась на краю Голубого каньона, некогда срубленная студентами Новочеркасского Политехнического института и которой на днях исполнится, а именно 25 августа, 44 года.   Поразмыслив и кое-что подсчитав, наш водитель-асс Андрей вдруг согласился.

Спустившись к пасеке,на развилку, мы повернули к избе. Новая дорога-новые впечатления. Только вот за избушку обидно. Некогда гордо стоящая на опушке среди величественных пихт, сегодня она предстала перед нами в жалком виде....крыша течет...дверь нараспашку....А внутри - мешки с мусором. Как же так? Мы, поколение, которое уже все реже уделяет внимание избе из-за возраста и невозможности побывать у нее в гостях, прибраться и обновить крышу....А что же молодые и равнодушные, стоящие на поляне близ избы люди? Им все равно! Я обрадовалась, увидев на поляне людей. Значит работа в пещере идет. Идут исследования, ищут боковые ходы....

Действительно,спелеоклуб  "Перово" из Москвы не первый день стоит у избы...Часть исследователей находятся в пещере Майская (500 м вертикаль), на поверхности - дежурные по лагерю. Из нелегкой беседы я выяснила некоторые детали -что, кто и зачем и почему. Расстроилась, узнав,что первый руководитель и вдохновитель спелеодвижения Сергей Белоусов отошел от дел. И стало понятно, почему такая грязь в избушке и,скорее всего, транспортные мешки для мусора в пещеры теперь не берут.....да и чаем гостей не угощают. Грустно,товарищи.

Но давайте вернемся к нам. Пройдя мимо избушки и приблизившись к пещере Южный Слон, увидели, что она прикрыта железной дверцей. Это,конечно, хорошо. Я рассказала ребятам о том, как была найдена пещера лесорубами и почему ее так назвали ( из-за внушительных размеров входных залов). Далее нам предстоял небольшой подъем на борт каньона. Много раз поднималась и стояла на краю. Это же предлагаю своим сподвижникам. Кто-то замер от увиденного,кто-то постарался спуститься пониже. Но Голубой каньон обязательно запомнится и вновь позовет к себе...

Уезжали с чувством удавшегося дня, полные впечатлений и ...наевшись малины...Иногда нам предлагали выйти и пройтись,так как дорога не совсем безопасная  даже для Урала. Вот тут малина и была кстати!

Вернулись в "Комбат" к вечеру, поели заранее сваренный шулюм и снова-к реке! А тут и шашлыки не за горами!    Но какие же горы и вечера без костра и горячего чая с горными травами? Три вечера мы наслаждались общением с инструкторами Дмитрием Мартыновым и Константином Сазоновым. Ребята не только угощали нас чаем, и запекали на углях для нас картошку, но песни под гитару в их исполнении запомнятся каждому, сидевшему у нашего костра!

На следующий день мы запланировали провести мастер-класс по альпинистской технике, использовав для этого довольно крутой склон и привезенное с собой снаряжение: 30 м капрона (веревка),беседка,жумар (подъемное устройство + спусковое) и, конечно,карабины. Шлемы и перчатки нам предоставил наш инструктор Дмитрий Мартынов. Он же и провел для нас Мастер-класс.   Поднявшись на возвышенность,зрители и болельщики, а так же фотографы и видеооператоры (мамы,братья и бабушки) расположились повыше,дабы не мешать спортсменам, а мы с Дмитрием,разобравшись со снаряжением и сделав навеску (закрепив веревку с помощью двух сосен и трех карабинов), начали обмундировывать Сережу Иссаджиева.  Парень прекрасно справился с поставленной задачей - спустился вниз и поднялся вверх с помощью снаряжения. Далее приняли участие в мастер-классе Кира Головина, Лина Лоткова, Стасик Кузнецов. Юрий Ермаков,Эдик Кузнецов, а так же я и Нателла Юрьевна. Тряхнули стариной.

Мне каже тся, что мы своей идеей альпподготовки, посеяли еще одно зернышко в души наших ребят. Возможно оно даст свои всходы и им еще не раз захочется испытать свои силенки в спортивном мероприятии. Я уж о реабилитации и не говорю.

Ну а дальше? А дальше - снова река. Она, немного обмелевшая из-за жаркого лета, но все также величественно-прохладная, ждала нас у своих берегов. И за нами дело не стало.В бирюзового цвета воде Б.Лабы плескались любители экстрима, а кто был на Вы с рекой,тот обливался холодной водицей из ведерка.   Вечером нас ждали  у костра наши инструкторы,их гитары,горный чай и песни....добрые, туристические,еще советские и мы все вместе подпевали.  Но сколько бы сказка не сказывалась, но рано или поздно она заканчивается.

Уезжали мы 21 августа....утром прошел дождик и прибил  пыль на грунтовой дороге. Ранее мы планировали заехать на обратном пути в с. Воронежское,где расположен бассейн "Цунами" с лечебной термальной  водой, но посовещавшись, приняли решение съездить туда в более прохладное время года. А сейчас лучше проехать в столицу Карачаево-Черкессии и погулять по парку культуры и отдыха "Зеленый остров". Сказано-сделано. Въехав в Черкесск, мы первым делом заехали в кафе "Осетинская кухня" и как следует подкрепились осетинскими пирогами с картофелем,сыром и зеленью. Поверьте-очень вкусно!

Далее отправились на "Зеленый остров". Погуляв и пофотографировавшись, выехали домой.  Приехали поздно. Чуть усталые,но очень довольные.

Отдых был активным, все задуманное-реализовано! Настроение прекрасное! Впечатления-незабываемые! Думаю,что эти дни,проведенные нами в горах, у реки, у костра, да и просто в хорошей и дружной компании единомышленников, останутся в памяти у каждого, кто не остался равнодушным и проявил желание и стремление изменить себя и мир вокруг себя в лучшую сторону.